"О'кей" пожаловалась в антимонопольное ведомство на рекламу сети супермаркетов "Лэнд", расположенную по соседству с ее магазинами. Компании и ее партнеру грозят штрафы до 500 000 руб. Когда формального повода для обращения в суд нет, жалоба в ФАС — единственная возможность насолить конкуренту, полагают эксперты.
На прошлой неделе ТУ ФАС по Петербургу и Ленобласти вынесло предписание о прекращении ООО "Лэнд 5", которому принадлежит магазин на Лахтинской ул., 85, нарушения закона "О рекламе", рассказала начальник отдела по контролю и надзору за соблюдением законодательства о рекламе ТУ ФАС Наталья Плошкина. Еще одно предписание вынесено партнеру сети — фирме АДЕ, которая размещала рекламу "Лэнда" на брендмобиле.
"Лэнд" открыл супермаркет на Лахтинской в конце прошлого года. А весной начал кампанию по его продвижению. В ней участвовало несколько брендмобилей, установленных на севере города. Кроме того, компания распространяла вблизи магазинов печатную информацию о своей продукции.
Это не понравилось сети гипермаркетов "О'кей", магазин которой находится неподалеку — на ул. Савушкина, 119, и она обратилась в антимонопольную службу. ТУ ФАС установило, что в буклетах "Лэнда" с изображением вина "Шаврон Руж" и "Соликс Пеньясол" и пива "Вагант "Праздничное" и Velkopopovicky Kozel не было информации, предупреждающей об их вреде, а это запрещается ст. 21 и 22 закона "О рекламе". Буклеты распространялись через почтовые ящики домов, расположенных по соседству с новым магазином, утверждают антимонопольщики. Впрочем, это не принципиально, поскольку буклеты "Лэнда" способствовали продвижению продукции на рынке, значит, являются рекламой, заявляет Плошкина.
Использование автомобильного транспорта полностью или преимущественно в рекламных целях запрещено ст. 20 закона "О рекламе". Принадлежащий АДЕ автомобиль перевозит в первую очередь рекламный щит и поэтому подпадает под это ограничение, заключает Плошкина. "Лэнду" и АДЕ грозят штрафы от 40 000 руб. до 500 000 руб.
Обе компании собираются оспаривать решение ТУ ФАС. Заместитель гендиректора "Лэнда" Олеся Набиулина утверждает, что ее компания размещала не рекламные, а справочно-аналитические материалы с целью информирования потребителей о своей продукции. По ее словам, буклеты распространялись не через почтовые ящики, а лежали на стойках рядом с входом в торговый зал супермаркета. Представляющий интересы АДЕ юрист Вячеслав Насыров говорит, что машина с щитом используется в первую очередь для перевозки грузов, а реклама на ней имеет второстепенное значение.
Независимые юристы полагают, что шансов оспорить решение ТУ ФАС немного. Чтобы доказать, что автомобиль осуществлял перевозки, нужно будет представить договоры на перевозку и товарно-транспортные накладные, подлинность которых суд, скорее всего, проверит, предупреждает партнер юридической фирмы "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Максим Кульков. Такого же мнения придерживается партнер юридической фирмы "Дювернуа лигал" Игорь Гущев. Буклеты с изображениями пива и вина и указанием цен на них суд, вероятно, признает рекламой, добавляет Кульков. Закон признает справочно-аналитической информацию, которая не имеет основной целью продвижение товара на рынке, объясняет он.
Партнер юридической фирмы Вaker & McKenzie Евгений Ариевич отмечает, что жалобы на конкурентов в ФАС — достаточно распространенное явление. А в этом случае это единственная возможность насолить конкуренту, ведь формального повода для обращения в суд нет.
Гендиректор "О'кей" Игорь Макаров отказался от комментариев.